Категории раздела

На разные темы [15]
Наши деревни [5]
История поселка [14]

Вход на сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта





Пятница, 29.03.2024, 17:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Сухобезводнинский ДК
Главная | Регистрация | Вход
Статьи


Главная » Статьи » История поселка

Линия

Линия

 

Разный смысл вкладываем мы, употребляя понятие – линия. То – это черта на плоскости, иногда – направление движения, частенько – последовательный ряд предков и потомков, а больше всего – линия поведения, судьбы.

Для посёлка Сухобезводное, который в этом году отметит своё семидесятилетие, судьбоносным стало – линия железной дороги. Точнее – две линии. 

Первая – это та, которую в первые годы советской власти полуголодные крестьяне из окрестных деревень проложили от Котельнича до Нижнего Новгорода. На 107-ом километре этой линии десяток плотников срубили казарму для рабочих, строящих и обслуживающих железную дорогу. Эта казарма и стала основой для станции Сухобезводное и поселения при ней.

Начались лесоразработки. Был создан Ветлужско-Унженский лесхоз, размещён Вятлаг, которые построили первые жилые и административные здания, организовали заготовку, погрузку и отправку лесопродукции по железнодорожной линии.

Но не эта линия определила судьбу Сухобезводного как посёлка, а другая – линия Унженской железной дороги. Этой линии, начало которой в 1938 году было определено НКВД, нет на картах и схемах, но след от неё остался в судьбах многих тысяч людей. Некоторым он подчеркнул карьерный рост, определил успех в жизни, а большинству замарал биографию на всю оставшуюся жизнь. Для многих путь по этой линии оказался поездкой в один конец – обратного билета судьба не выдала.

Унженская железная дорога стала местом работы для двух с лишним тысяч рабочих и служащих. Более сотни километров железнодорожной колеи, не считая многочисленных ответвлений-«усов», должны были обслуживаться и ремонтироваться. В бригады рабочих, создаваемых для этих тяжелейших, каторжных работ, зачастую набирали женщин, для которых с трудоустройством в Сухобезводном всегда были проблемы. Внушительный парк паровозов, которых было почти три десятка, обслуживался высококлассными поездными бригадами, а ремонтировался и готовился к поездкам в огромном, оборудованном всем необходимым, депо. Здесь уже требовались образованные инженеры, рукастые и мастеровитые кузнецы, токари и слесари. 

По этой ветке, как попросту называли сухобезводнинцы линию Унженской железной дороги, отправлялось ежегодно до 110 тысяч вагонов древесины и эти вагоны осматривались в вагонном депо, а ремонтировались в центральных ремонтных мастерских. В посёлке функционировали клуб, библиотека, поликлиника, средняя школа, магазины, издавалась своя газета, работали две электростанции. Для этих предприятий и учреждений тоже нужны были квалифицированные кадры. И они были.

С тех пор не только для железнодорожников, но и для всех жителей слово «линия» сделалось нарицательным, сленговым. За линией, на той стороне – это означает, что имеется ввиду противоположная часть посёлка, который железная дорога рассекает надвое. При этом и «восточные», и «западные» считают свою сторону своей, а ту, что за линией – той. Соединяет и объединяет обе части посёлка ажурный мост – общепоселковая достопримечательность, не принадлежащая ни одной из сторон. За грибами или ягодами в лес сухобезводнинцы ходят по «линии», замеряя дальность расстояния до заветного места по километровым и пикетным столбикам – черника, к примеру, на шестом, самолучшие белые грибы – на восьмом, любители белых хрустящих груздочков добираются до шестнадцатого километра.  А случится при этом закружиться-заблудиться, то выйти норовят непременно на «линию», ориентируясь на стук колёс и гудки проходящих по ней поездов.

С 1961 года, после ликвидации Унжлага – одного из крупнейших островов архипелага ГУЛАГ, Унженская железная дорога, которая и создавалась для обслуживания этого острова, начала приходить в упадок. Стали ненужными и лишними сотни машинистов, кочегаров, стрелочников, кондукторов, рабочих и мастеров пути. Несколько паровозов были использованы некоторое время в качестве котельных на местных предприятиях, а затем, как и остальные, были отправлены на металлолом. Грузоперевозки почти прекратились. Путь был частично разобран, а оставшийся постепенно приходил в негодность. Думалось, что линия вот-вот прекратит существование.

1 августа 2009 года стало вторым днём рождения линии. В этот памятный день состоялась торжественная церемония открытия после реконструкции линии Сухобезводное – Лапшанга. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, начальник ГЖД Сергей Козырев, депутат Госдумы Ольга Носкова, заместитель председателя Законодательного собрания Александр Вайнберг, представители администраций Семёновского и Варнавинского районов, общественность посёлка Сухобезводное и многочисленные гости приняли участие в этом мероприятии. После 18 лет простоя линия, теперь уже под эгидой ГЖД, возродилась. 

И пусть теперь Сухобезводное не является узловой станцией, на которой когда-то останавливались все без исключения поезда, менялись локомотивные и кондукторские бригады, формировались многовагонные эшелоны с лесом, но железнодорожным посёлком он был, есть и, надеемся, будет.

Будут идти составы за составами, а не одновагонная теплушка трижды в сутки. Будут весело перекликаться локомотивные гудки, а не выть длинно, одиноко и печально-протяжно, как всё чаще и чаще ныне при прощании с железнодорожниками, уходящими от нас навечно. 

И будет жить железнодорожная линия. Линия наших дедов и отцов. Наша линия!

 

 

Борис Бавин.

житель пос. Сухобезводное.         
Категория: История поселка | Добавил: ded (14.02.2014)
Просмотров: 3085 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright Кармолин © 2024