Линия
Разный смысл вкладываем мы, употребляя понятие –
линия. То – это черта на плоскости, иногда – направление движения, частенько –
последовательный ряд предков и потомков, а больше всего – линия поведения,
судьбы.
Для посёлка Сухобезводное, который в этом году
отметит своё семидесятилетие, судьбоносным стало – линия железной дороги. Точнее
– две линии.
Первая – это та, которую в первые годы советской
власти полуголодные крестьяне из окрестных деревень проложили от Котельнича до
Нижнего Новгорода. На 107-ом километре этой линии десяток плотников срубили
казарму для рабочих, строящих и обслуживающих железную дорогу. Эта казарма и
стала основой для станции Сухобезводное и поселения при ней.
Начались лесоразработки. Был создан Ветлужско-Унженский
лесхоз, размещён Вятлаг, которые построили первые жилые и административные
здания, организовали заготовку, погрузку и отправку лесопродукции по
железнодорожной линии.
Но не эта линия определила судьбу Сухобезводного как
посёлка, а другая – линия Унженской железной дороги. Этой линии, начало которой
в 1938 году было определено НКВД, нет на картах и схемах, но след от неё
остался в судьбах многих тысяч людей. Некоторым он подчеркнул карьерный рост,
определил успех в жизни, а большинству замарал биографию на всю оставшуюся
жизнь. Для многих путь по этой линии оказался поездкой в один конец – обратного
билета судьба не выдала.
Унженская железная дорога стала местом работы для двух
с лишним тысяч рабочих и служащих. Более сотни километров железнодорожной
колеи, не считая многочисленных ответвлений-«усов», должны были обслуживаться и
ремонтироваться. В бригады рабочих, создаваемых для этих тяжелейших, каторжных
работ, зачастую набирали женщин, для которых с трудоустройством в Сухобезводном
всегда были проблемы. Внушительный парк
паровозов, которых было почти три десятка, обслуживался высококлассными
поездными бригадами, а ремонтировался и готовился к поездкам в огромном,
оборудованном всем необходимым, депо. Здесь уже требовались образованные
инженеры, рукастые и мастеровитые кузнецы, токари и слесари.
По этой ветке, как попросту называли сухобезводнинцы
линию Унженской железной дороги, отправлялось ежегодно до 110 тысяч вагонов
древесины и эти вагоны осматривались в вагонном депо, а ремонтировались в центральных
ремонтных мастерских. В посёлке функционировали клуб, библиотека, поликлиника,
средняя школа, магазины, издавалась своя газета, работали две электростанции. Для
этих предприятий и учреждений тоже нужны были квалифицированные кадры. И они
были.
С тех пор не только для железнодорожников, но и для
всех жителей слово «линия» сделалось нарицательным, сленговым. За линией, на
той стороне – это означает, что имеется ввиду противоположная часть посёлка,
который железная дорога рассекает надвое. При этом и «восточные», и «западные»
считают свою сторону своей, а ту, что за линией – той. Соединяет и объединяет
обе части посёлка ажурный мост – общепоселковая достопримечательность, не
принадлежащая ни одной из сторон. За грибами или ягодами в лес сухобезводнинцы
ходят по «линии», замеряя дальность расстояния до заветного места по
километровым и пикетным столбикам – черника, к примеру, на шестом, самолучшие
белые грибы – на восьмом, любители белых хрустящих груздочков добираются до шестнадцатого
километра. А случится при этом
закружиться-заблудиться, то выйти норовят непременно на «линию», ориентируясь
на стук колёс и гудки проходящих по ней поездов.
С 1961 года, после ликвидации Унжлага – одного из
крупнейших островов архипелага ГУЛАГ, Унженская железная дорога, которая и
создавалась для обслуживания этого острова, начала приходить в упадок. Стали
ненужными и лишними сотни машинистов, кочегаров, стрелочников, кондукторов,
рабочих и мастеров пути. Несколько паровозов были использованы некоторое время
в качестве котельных на местных предприятиях, а затем, как и остальные, были
отправлены на металлолом. Грузоперевозки почти прекратились. Путь был частично
разобран, а оставшийся постепенно приходил в негодность. Думалось, что линия
вот-вот прекратит существование.
1 августа 2009 года стало вторым днём рождения линии.
В этот памятный день состоялась торжественная церемония открытия после
реконструкции линии Сухобезводное – Лапшанга. Губернатор Нижегородской области
Валерий Шанцев, начальник ГЖД Сергей Козырев, депутат Госдумы Ольга Носкова, заместитель
председателя Законодательного собрания Александр Вайнберг, представители
администраций Семёновского и Варнавинского районов, общественность посёлка
Сухобезводное и многочисленные гости приняли участие в этом мероприятии. После
18 лет простоя линия, теперь уже под эгидой ГЖД, возродилась.
И пусть теперь Сухобезводное не является узловой
станцией, на которой когда-то останавливались все без исключения поезда,
менялись локомотивные и кондукторские бригады, формировались многовагонные
эшелоны с лесом, но железнодорожным посёлком он был, есть и, надеемся, будет.
Будут идти составы за составами, а не одновагонная
теплушка трижды в сутки. Будут весело перекликаться локомотивные гудки, а не
выть длинно, одиноко и печально-протяжно, как всё чаще и чаще ныне при прощании
с железнодорожниками, уходящими от нас навечно.
И будет жить железнодорожная линия. Линия наших дедов
и отцов. Наша линия!
Борис Бавин.
житель пос. Сухобезводное.
|